Клинические рекомендации определяют основные правила ведения больных с расстройствами аутистического спектра (РАС) на последовательных этапах оказания психиатрической помощи в соответствии с требованиями медицины, основанной на доказательствах. Рекомендуются те методы и препараты, которые имеют убедительные доказательства преимуществ в безопасности, эффективности перед другими, что улучшает соотношение «затраты-эффективность» лечебно-профилактических мероприятий.
Помощь не может ограничиваться только биологической терапией. Она, безусловно, должна включать психосоциальную терапию и психосоциальную реабилитацию, психотерапию, клинико-социальные мероприятия и использование различных организационных форм помощи. Это соответствует современным положениям междисциплинарного подхода в работе с больными при обязательном межведомственном взаимодействии.
Актуальность разработки клинических рекомендаций объясняется следующими принципами:
Необходимость изучения проблемы РАС специалистами разных направлений в связи с ростом распространенности аутистических расстройств во всем мире, трудностями их диагностики, недостаточным уровнем знаний в этой области психиатрии, что иногда порождает неправильное представление о детях больных аутизмом и вызывает негативное отношение к терапии. Здесь важно ещё раз подчеркнуть, что недооценка клинических подходов к исследованиям РАС отражается не только на качестве оказания лечебно-диагностической помощи детям с нарушениями психического развития, но и сказывается на эффективности абилитационных программ и профилактических стратегий.
Привлечение к изучению данной патологии не только психиатров, но и врачей других специальностей, а также биологов, психологов, педагогов, реабилитологов продиктовано прежде всего гетерогенностью РАС, выявлением этой патологии при нозологически разных заболеваниях и, соответственно, необходимостью решения вопросов дифференциальной диагностики, уточнения этиологии, патогенеза, что позволяет разрабатывать новые подходы к терапии.
Отклоняющееся поведение детей-аутистов является результатом синергического взаимодействия различных факторов - онтогенетических, психопатологических, психологических, биологических и социальных, создающих предпосылки для формирования социальной дезадаптации.
Диагностировать РАС (выставить диагноз психического расстройства) имеет право врач-психиатр, задача психологов и педагогов - как можно раньше выявить ребенка с отклоняющимися формами поведения, помочь ему адаптироваться в семье, детском коллективе и, безусловно, направить к врачу-психиатру. К сожалению, аутистические расстройства часто определяются слишком поздно, в большинстве случаев перед поступлением в школу или в школьном возрасте, хотя родители, как правило, задолго до этого замечают странные формы поведения своего ребенка и обращаются к педиатрам, неврологам. Из-за недостаточных знаний врачей, психологов, педагогов о расстройствах аутистического спектра упускаются сензитивные периоды развития ребенка, а его аутистическая симптоматика закрепляется и прогрессирует. Комплексное использование медикаментозных и немедикаментозных методов лечения (дефектологическая, психологическая, педагогическая, нейропсихологическая коррекция, психотерапевтическая социальная работа с пациентом и его семьей) является одним из основополагающих принципов курации аутистических расстройств у детей, создания предпосылок к возможности обучения.
Авторы выражают надежду, что данные клинические рекомендации восполнят недостающие знания разных специалистов, работающих в области изучения аутизма, будет способствовать развитию паритетного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра для проведения эффективной абилитации.
Цель настоящих рекомендаций - повышение качества обслуживания больных РАС с использованием единого профилактически-терапевтического подхода в абилитации, целью которого является общее развитие детей, подростков и взрослых, страдающих аутизмом.