Цели изучения темы
Уметь выбирать и/или разрабатывать средства обучения для проведения практического занятия.
Знать
1. Определение понятия, классификацию средств обучения по количеству и виду информации, их дидактические возможности.
2. Принципы выбора средств обучения.
Современный учебный процесс любого уровня (от дошкольного до высшего образования) не может проводиться без использования материальных объектов. В учебных пособиях по педагогике средствам обучения уделено мало внимания, очевидно, потому, что они очень специфичны для подготовки конкретных специальностей и обучении каждой дисциплине. Исключение составляют технические средства обучения (ТСО), которые в конце прошлого века рассматривались как чуть ли не единственное средство повышения эффективности обучения, особенно компьютеры.
Средства обучения - материальные (материализованные) объекты, используемые в учебном процессе.
Каждое учебное заведение или его подразделение и даже отдельный преподаватель имеют право выбора средств обучения из существующих или разрабатывают авторские силами преподавателей, поэтому возникает необходимость определения принципов выбора или разработки эффективных средств обучения.
Существует несколько классификаций средств обучения. Проведенный нами анализ средств обучения, используемых в учебном процессе средней медицинской профессиональной школы, дает основание разделить все средства на две группы (по количеству и виду содержащейся в них учебной информации): информационные (учебные издания, рукописи и др.); материально-технические (доска, мел, таблицы, препараты, муляжи, хирургический инструментарий, слайды, видео- и кинофильмы, компьютеры, слайд-проекторы, магнитофоны, медицинские приборы и оборудование и др.).