Цель изучения темы
Уметь оценивать эффективность самоподготовки, практического занятия, обучения всей дисциплине по отдельным ее показателям.
Знать определение понятия «эффективность учебного процесса», показатели эффективности и методы их измерения.
Разрабатывая абсолютно новую технологию обучения дисциплине или совершенствуя отдельные компоненты уже существующей, необходимо доказать их эффективность по сравнению с применяемой в настоящее время, и это уже раздел научных исследований педагогики.
Часто в так называемых научных работах просто описывается новый метод обучения, или средство, или процедура проведения экзамена. В лучшем случае авторы ссылаются на научные положения психолого-педагогической науки, положенные в основу их разработки, подтверждая этим предполагаемую эффективность новаций.
Несомненно, что все педагогические исследования должны строиться на основе рекомендаций гносеологии и общей методологии. Методы определения эффективности технологии обучения следующие.
К методам наблюдения относится анализ всех многочисленных явлений и фактов педагогики профессиональной школы, компонентов технологии. Например, можно проанализировать содержание рабочих программ дисциплин, сопоставив их с требованиями педагогики, и дать рекомендации по их коррекции или сопоставить содержание контрольно-измерительных материалов курсового экзамена дисциплины с конечными целями ее изучения. Составление рецензии на учебник - тоже научное исследование.
Измерение результата учебного процесса (определение уровня подготовленности) позволяет сравнить его в разных группах, в разных учебных заведениях. При этом необходимо использовать положения теории педагогических измерений и педагогического тестирования. Можно измерить и некоторые параметры самого учебного процесса, например время, затраченное на достижение целей обучения, можно измерить методом хронометража.