Рыночное предложение товара - это количество данного товара (QS), которое все продавцы, функционирующие в отрасли, готовы предложить к продаже за определенный период времени в зависимости от существующих цен на данный товар, на альтернативные товары, на факторы производства, а также в зависимости от других детерминант предложения.
Математически рыночное предложение можно представить как функцию от многих переменных:
Основные факторы, влияющие на рыночное предложение:
• цена данного товара (услуги);
• цены на факторы производства (рабочую силу, сырье, оборудование), необходимые для производства данного товара (услуги);
• технология - методы производства товаров (услуг);
• количественные налоги и субсидии;
• цены альтернативных товаров (услуг), которые могут быть произведены с помощью тех же самых факторов производства;
• ожидаемое в будущем изменение цен на данный товар (услугу).
Закон предложения.
Если цена рассматриваемого товара возрастает, а прочие факторы, влияющие на рыночное предложение, не изменяются, то продавцы готовы предлагать к продаже большее количество данного товара за тот же период времени. И, наоборот, при снижении цены рассматриваемого товара и неизменности остальных факторов продавцы будут предлагать к продаже меньшее количество данного товара.
Кривая рыночного предложения (Supply Curve-S) - это графическое представление зависимости между ценой единицы товара и количеством товара, которое продавцы готовы продать при каждой возможной цене за определенный период времени и при прочих равных условиях. В соответствии с действием закона предложения кривая рыночного предложения в краткосрочном периоде имеет положительный наклон.
Кривая предложения отдельной фирмы основывается на кривой ее MC. Поэтому рост цен на факторы производства, падение производительности труда, повышение количественных налогов или снижение количественных субсидий приводят к росту издержек на производство единицы продукции и сокращают предложение товара (рис. 3.1). Уменьшение цен на факторы производства, совершенствование технологии, снижение количественных налогов или повышение количественных субсидий приводят к снижению издержек на производство единицы продукции и увеличивают предложение товара (рис. 3.2).