только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 8 / 16
Страница 1 / 16

Глава 4. СТРУКТУРА РЫНКА И МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ ФИРМЫ

Структура рынка характеризует отраслевой рынок с точки зрения количества покупателей и продавцов, степени концентрации, типа продукта, который покупается и продается на данном рынке, а также высоты барьеров для входа в отрасль и выхода из нее. Различные комбинации основных элементов рыночной структуры порождают разные типы отраслевых рынков.

Таблица 4.1. Рыночная структура и типы рынков

Критерии классификации рынков

Совершенная конкуренция

Монополия

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Количество покупателей

Большое

Большое

Большое

Большое

Количество продавцов

Большое

Один

Достаточно большое

Несколько основных игроков

Концентрация отрасли

Отсутствует

Абсолютная

Слабая

Высокая

Продаваемый продукт

Однородный

Уникальный

Дифференцированный

Однородный или дифференцированный

Барьеры для входа в отрасль

Отсутствуют

Практически непреодолимые

Низкие

Высокие

Экономисты полагают, что структура рынка оказывает существенное влияние на поведение фирм на данном рынке, которое в конечном счете воздействует на результаты их функционирования.

Примеры

• На рынках совершенной и монополистической конкуренции продавцов очень много, поэтому сговор между ними практически невозможен; здесь господствует конкурентное поведение фирм. На рынке олигополии, напротив, функционируют всего несколько крупных игроков, что делает сговор между ними весьма распространенной практикой. Это в конечном счете ведет к повышению прибылей всех участников соглашения.

 На рынках со слабо дифференцированным товаром преобладает ценовая конкуренция или сговор, а на рынках с сильно дифференцированной продукцией - неценовая конкуренция и инновации. Правильно выбранная политика поведения способствует росту объемов реализации и увеличению доли фирмы на отраслевом рынке.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация