Структура рынка характеризует отраслевой рынок с точки зрения количества покупателей и продавцов, степени концентрации, типа продукта, который покупается и продается на данном рынке, а также высоты барьеров для входа в отрасль и выхода из нее. Различные комбинации основных элементов рыночной структуры порождают разные типы отраслевых рынков.
Таблица 4.1. Рыночная структура и типы рынков
Критерии классификации рынков | Совершенная конкуренция | Монополия | Монополистическая конкуренция | Олигополия |
Количество покупателей | Большое | Большое | Большое | Большое |
Количество продавцов | Большое | Один | Достаточно большое | Несколько основных игроков |
Концентрация отрасли | Отсутствует | Абсолютная | Слабая | Высокая |
Продаваемый продукт | Однородный | Уникальный | Дифференцированный | Однородный или дифференцированный |
Барьеры для входа в отрасль | Отсутствуют | Практически непреодолимые | Низкие | Высокие |
Экономисты полагают, что структура рынка оказывает существенное влияние на поведение фирм на данном рынке, которое в конечном счете воздействует на результаты их функционирования.
Примеры
• На рынках совершенной и монополистической конкуренции продавцов очень много, поэтому сговор между ними практически невозможен; здесь господствует конкурентное поведение фирм. На рынке олигополии, напротив, функционируют всего несколько крупных игроков, что делает сговор между ними весьма распространенной практикой. Это в конечном счете ведет к повышению прибылей всех участников соглашения.
• На рынках со слабо дифференцированным товаром преобладает ценовая конкуренция или сговор, а на рынках с сильно дифференцированной продукцией - неценовая конкуренция и инновации. Правильно выбранная политика поведения способствует росту объемов реализации и увеличению доли фирмы на отраслевом рынке.