Олигополия - тип отраслевого рынка, на котором количество продавцов (или по крайней мере основных игроков) столь незначительно, что при принятии решений (например, об установлении цен на свою продукцию или объемах выпуска) им приходится учитывать возможную реакцию конкурентов, т.е. вести себя стратегически.
Основные признаки олигополии:
• на рынке господствуют несколько крупных продавцов (основных игроков);
• наблюдается достаточно высокая степень концентрации рынка;
• товар может быть как дифференцированным (автомобили, самолеты), так и однородным (нефть, сталь);
• барьеры для входа в отрасль потенциальных конкурентов труднопреодолимы;
• олигополистическая фирма обладает монопольной властью, т.е. может влиять на цену своей продукции (контроль над ценой обусловлен большой рыночной долей отдельных продавцов и высокими барьерами входа);
• каждая фирма проводит самостоятельную рыночную политику, но при этом она зависит от конкурентов и вынуждена считаться с ними, так как изменение цены или объема выпуска одной из фирм вызовет ответную реакцию ее конкурентов.
Показатели концентрации характеризуют степень концентрации рынка (отрасли). В российской антимонопольной практике используются следующие показатели.
• Рыночная доля фирмы (Si) показывает долю i-й фирмы в общем объеме продаж на данном отраслевом рынке или в суммарной стоимости активов всех фирм отрасли и рассчитывается по формуле:
где qi - объем продаж или величина активов i-й фирмы; Q - рыночный объем продаж или суммарная стоимость активов всех фирм в отрасли.