Ценовая дискриминация существует, когда фирма устанавливает на две единицы одного и того же товара (обе единицы производятся при одинаковых издержках и имеют одинаковое качество) разные цены либо для различных покупателей, либо для одного и того же покупателя.
Почему фирмы практикуют ценовую дискриминацию? Когда фирма производит однородный товар и продает его по одной цене за каждую единицу, она оставляет покупателям некоторый денежный излишек. Это толкает фирму к поиску и использованию различных путей изъятия данного излишка. Ценовая дискриминация является эффективным инструментом по присвоению фирмой излишка потребителей.
Излишек потребителей (CS) - разность между максимальной суммой денег, которую потребители готовы заплатить за данное количество товара, и их действительными расходами, основывающимися на текущей рыночной цене товара - P (рис.6.1).
Примеры ценовой дискриминации:
• многие бары и ночные клубы проводят так называемые «женские ночи», на которых напитки женщинам продаются в два раза дешевле, чем мужчинам;
• многие фармацевтические компании практикуют назначение разных цен на одни и те же лекарства для разных регионов;
• гражданин РФ сможет посетить Эрмитаж или Третьяковскую галерею за меньшую цену, чем турист из Франции;
• авиакомпании назначают разные цены на авиабилеты в зависимости от класса;
• оптовым покупателям обычно предоставляются скидки;
• стоимость проезда в метро для школьников и студентов меньше, чем для работающих людей.
Рис. 6.1. Изъятие потребительского излишка при ценовой дискриминации первой степени