Одной из основных целей реформирования здравоохранения Российской Федерации является повышение его социальной и медико-экономической эффективности. Крупные преобразования в сфере охраны здоровья, одной из наиболее консервативных отраслей экономики, направлены на переход от здравоохранения, основанного на потребностях, к здравоохранению, опирающемуся на финансовые возможности.
Изменения системы здравоохранения затрагивают все виды медицинских организаций (МО), независимо от их организационно-правовой формы. Это особенно важно, поскольку в настоящее время в России практически не существует медицинских организаций, не оказывающих платных услуг населению.
Недостаточное финансирование государственных и муниципальных МО, функционирующих в организационно-правовой форме учреждений, на фоне развития рыночных отношений привело к появлению и стремительному росту числа приватных медицинских структур (клиник, центров, кабинетов). Даже с учетом негативного влияния мирового экономического кризиса можно говорить о том, что в России рынок платных медицинских услуг продолжает свое формирование и развитие.
Существующие особенности медицины как отрасли экономики затрудняют привлечение в нее крупных частных финансовых ресурсов для создания новых медицинских предприятий. Это обусловлено высокой капиталоемкостью производства из-за сверхвысокой стоимости оборудования, низким отраслевым уровнем рентабельности медицинских услуг (в среднем 5–15% на оборотный капитал), практически полным отсутствием прибыли и ее капитализации, ментальной и материальной ограниченностью потребителя в оплате медицинских услуг, неэластичностью («ригидностью») экономического мышления врачей-специалистов, МО для учредителей и налоговых органов, недостаточностью разработки и освещения экономико-правовых аспектов деятельности МО.
Таким образом, условиями реформирования практического здравоохранения являются сокращение ресурсозатратных технологий и методологий в деятельности субъектов лечебно-профилактической сети независимо от формы собственности и ведомственной подчиненности, формирование платежеспособного спроса на медицинские услуги, повышение организационно-финансовой прозрачности бизнеса, а также повышение уровня знаний практикующих врачей и врачей-организаторов здравоохранения в области современного медицинского менеджмента и маркетинга.
Цели данного пособия — ознакомление читателя с анализом ситуации в сфере российского здравоохранения, формирование у него представлений о сущности медицинского менеджмента в современных рыночных условиях, о роли и месте маркетинга, финансовых, кадровых, информационных и других технологий в управлении МО. Кроме того, в его задачи входит изучение современных особенностей управления частными МО в условиях рыночной экономики на примере организаций амбулаторно-поликлинического профиля, выявление необходимых условий внедрения инновационных технологий управления в частных МО, обоснование основных показателей социальной и экономической эффективности управления частными МО в условиях рыночной экономики. Данная работа призвана также способствовать формированию практических навыков оценки социальной и медико-экономической эффективности, а также использования полученных данных для совершенствования процессов организации и управления МО.
Учебно-методическое пособие предназначено для руководителей (президентов, директоров, главных врачей) МО всех форм собственности, осуществляющих свою деятельность на рынке медицинских услуг.
Также данное учебно-методическое пособие рекомендуется для использования в профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава кафедр общественного здоровья и здравоохранения при подготовке лекций и проведении практических занятий по данной тематике.