2.1. Обзор рынка медицинских услуг в Москве
Совершенствование управления МО в условиях рыночной экономики требует инновационных подходов с учетом результатов маркетинговых исследований рынков сбыта, их потребительских свойств, а также новых подходов к организации информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг.
Рассмотренные выше экономические особенности медицины существенно ограничивают формы и способы инновационной активности в отрасли. Очевидно, что большинство МО не имеют финансовых возможностей для осуществления больших «продуктовых» инноваций. Даже крупные ведомственные и государственные МО, в которых потенциально достижим эффект масштаба производства, в подавляющем большинстве случаев озабочены собственным выживанием и поддержанием жизненного уровня своих сотрудников, чтобы воспрепятствовать их уходу в коммерческую медицину с существенно более высоким уровнем оплаты труда.
В результате в практической медицине наиболее востребованы не технические (новые аппараты и инструменты диагностики и лечения), а технологические и процессные инновации. Это новые методы оказания услуг (телемедицина), система стандартизации услуг и качества оказания помощи (формуляр, стандарты), формирование эффективной системы работы с персоналом (мотивация). Они являются оптимальными для медицины, поскольку характеризуются низкой потребностью в капитале и сравнительно быстрой и высокой отдачей. Львиная доля реализуемых инноваций в медицине — это методики и технологии, сформулированные для других отраслей национальной экономики и перенесенные в нее.
Например, система сервиса, заимствованная из гостиничного бизнеса (в стационаре — room-service, в reception амбулаторно-поликлинического профиля — greeting-service).
Фактически возможные направления инновационной деятельности в медицине в целом соответствуют направлению реформ здравоохранения — выделение высокотехнологичных видов помощи, введение клинико-экономических стандартов в здравоохранении, установление очередности движения пациентов в системе оказания помощи, оптимизация производственных мощностей и врачебного персонала лечебных учреждений.
По нашему мнению, основные направления внедрения процессных инноваций в медицине следующие.
- Медицинский маркетинг. Применение современных технологий управления массовым спросом по отношению к потребителям медицинских услуг.
- Медицинский менеджмент. Фактически включает управление деятельностью МО в рыночных условиях в соответствии с научными представлениями. Его неотъемлемой частью является внедрение системы управления качеством медицинских услуг, осуществляемое путем введения клинико-экономических стандартов лечения, и формуляров (стандартов назначения лекарственных препаратов).
- Кадровый менеджмент. Внедрение системы управления кадрами МО, направленной на повышение лояльности работников и совершенствование системы мотивации персонала.
- Финансовый менеджмент. Совершенствование финансовых механизмов деятельности МО с целью оперативного контроля поступлений и издержек и обеспечения финансовой прозрачности деятельности МО для акционеров.
- Информационные технологии. Включают широкий спектр достижений — от дистантного консультирования пациентов on-line до применения смарт-карт в качестве электронной истории болезни. Информационные технологии целесообразно рассматривать также как оперативный инструмент реализации и совершенствования процессных инноваций.
Далее мы остановимся на каждом из перечисленных направлений более подробно, предварительно дав общую характеристику рынка коммерческих амбулаторно-поликлинических услуг в Москве и ряда коммерческих МО, деятельность и опыт которых станут иллюстрацией к анализу процессных инноваций в медицине.
С целью описания макроокружения коммерческих МО приведем общую характеристику рынка коммерческих амбулаторно-поликлинических медицинских услуг Москвы.
Рынок потребителей коммерческих медицинских услуг. Рынок потребителей представлен в основном большими организованными контингентами (сотрудники федеральных министерств и ведомств, крупных федеральных и муниципальных предприятий) и сотрудниками небольших высокодоходных коммерческих предприятий. Потенциальная емкость всего рынка потребителей коммерческих амбулаторно-поликлинических и стационарных медицинских услуг — 1,5–2,5 млн жителей Москвы и ближнего Подмосковья. Половина пользователей медицинских услуг Москвы не относятся к разряду обеспеченных и имеют доход не более 300 тыс. рублей в год (табл. 2.1). Поэтому данная категория населения реже обращается к платным медицинским услугам, пользуясь ими только в крайних случаях. Часть пациентов с низким доходом имеет корпоративные полисы добровольного медицинского страхования с простым набором услуг. К этой же категории можно отнести детей и иждивенцев, не имеющих собственных доходов.
Таблица 2.1. Распределение пациентов по уровню личного годового дохода, Москва, 2020 г.
Уровень дохода, тыс. руб. | Доля пациентов, % | Численность пациентов, млн чел. |
Менее 150 | 18,3 | 1,223 |
150–299 | 38,9 | 2,601 |
300–449 | 18,9 | 1,264 |
455–699 | 15,7 | 1,050 |
700–999 | 5,6 | 0,374 |
1 млн и более | 2,6 | 0,174 |
ВСЕГО | 100,0 | 6,686 |
Постоянными потребителями платных медицинских услуг являются обеспеченные москвичи, а также россияне и иностранцы с доходом более 700 долл. в месяц на члена семьи.