4.1. Характеристика предпринимательской деятельности медицинских организаций в сфере охраны здоровья
В условиях постоянного развития рыночных отношений вопросы предпринимательства, внедрения современного менеджмента и маркетинга приобрели особую актуальность, которая сохраняется до настоящего времени. Между тем многие вопросы предпринимательства в здравоохранении остаются недостаточно изученными. Прежде всего следует иметь в виду, что рыночные отношения в здравоохранении строятся в нашей стране на базе идеологии государственной системы здравоохранения, которая действовала на протяжении многих десятков лет, причем на некоторых этапах весьма успешно. Психология и врачей, и пациентов, в массе своей не знающих, что такое частная практика, совершенно иная, чем у людей, считающих куплю-продажу медицинских услуг естественным процессом. Наконец, принятые в государственных учреждениях в прошлые годы административные методы управления резко отличаются от современных, прежде всего в негосударственных организациях, с преобладанием экономических и социально-психологических методов.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ — это деятельность, направленная на достижение целей преобразования качества жизни людей путем его последовательного улучшения, а также создания условий для поддержания и воспроизводства их жизнедеятельности.
Предпринимательство стремится к модернизации, рационализации и повышению эффективности. Высокая эффективность позволяет увеличивать объем и улучшать качество услуг, обеспечивать определенный уровень благ.
Предпринимательство делится на две категории — коммерческую и некоммерческую, т.е. социальную.
СП — предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем.
Основные признаки СП:
- социальное воздействие (целевая направленность на решение/смягчение существующих социальных проблем, стабильные, позитивные и измеряемые социальные результаты);
- инновационность — применение новых подходов, позволяющих усилить социальное воздействие;
- самоокупаемость и финансовая устойчивость — способность решать социальные проблемы до тех пор, пока это требуется, и за счет доходов от собственной деятельности;
- возможность масштабирования, расширения и реплицирования — увеличение видов, форм и направлений деятельности (на региональном, национальном или международном уровне), а также распространение опыта для усиления социального воздействия;
- предпринимательский подход — способность видеть слабые места рынка, изыскивать новые возможности, аккумулировать ресурсы и предлагать новые решения, имеющие длительный позитивный социальный эффект.
На первый взгляд СП характерно для деятельности НКО.
Однако с точки зрения «заработанного дохода» (earned income) собственно предпринимательская деятельность как у НКО, так и у традиционных коммерческих организаций постоянно соприкасается с принципами и механизмами, характерными для СП. Это понятие соединяет в себе страсть к социальной миссии со свойственной бизнесу дисциплиной, инновацией и решительностью.
На современном этапе развития мировой экономики отмечается устойчивая тенденция глобализации как самого СП, так и здравоохранения.
Во-первых, это связано с тем, что неприбыльные (бюджетные) организации все чаще прибегают к адаптации предпринимательских механизмов — к СП.
На это существуют весомые причины — постоянное сокращение традиционных источников финансирования и повышения уровня конкуренции за свободные ресурсы.
Во-вторых, в экономически развитых странах начали меняться приоритеты бизнеса, происходит переосмысление функции и роли предпринимательства в обществе и государстве. Эти функции, можно сказать, эволюционировали в течение нескольких веков, от исключительно экономической к больше социальной.
В-третьих, СП дает возможность решать проблемы общества не только с помощью свободных средств, но и с помощью привлечения различных социо-профессиональных групп населения к самореализации.
Данный подход нравится большинству инвесторов (доноров), и они с большим желанием готовы вкладываться в такие проекты.
Кого же считать социальным предпринимателем? Одни эксперты полагают, что этот термин должен относиться к основателям организаций, основным источником дохода которых является плата их клиентов. Другие включают в это понятие и тех, кто выполняет работу по государственным контрактам, а третьи, добавляют сюда и организации (юридические лица), рассчитывающие прежде всего на гранты и пожертвования. Как следует из вышеизложенного, консенсус в этом вопросе пока отсутствует.
По мнению большинства международных экспертов, институт СП является разновидностью частного бизнеса. Он предполагает получение практического результата в экономике, в общественной жизни и в защите окружающей среды, одновременно способствуя оздоровлению и сплочению местных сообществ, препятствуя их маргинализации и деградации.
Правительствами большинства экономически развитых стран отмечается, что реализуемые на практике механизмы СП способствуют обеспечению масштабных позитивных изменений как в общественной жизни, так и в экономической сфере.
Существует три взгляда на СП.
- Взгляд первый.
В странах Северной и Южной Америки СП называют предпринимательскую деятельность неприбыльных организаций, доход от которой направляется на реализацию уставных целей организации.
Миссия и уставные цели таких НКО направлены, соответственно, на решение социальных проблем, предоставление услуг целевой группе, ради которой создавалась организация, и улучшение качества жизни. Субъектами СП, в подавляющем большинстве, являются неприбыльные организации.