Длительное время как советская, так и российская профессиональная медицинская школа стояла на позициях гностического, так называемого «знаниевого» подхода. Основной задачей считалось формирование у студентов прочных систематизированных знаний, а умения и навыки всегда выступали второстепенными компонентами.
В настоящее время акцент меняется - от гностического подхода к деятельностному. Основная цель медицинского образования рассматривается как формирование способности к активной деятельности, к труду творческому, профессиональному. Это не значит, что роль знаний принижается, просто знания превращаются из единственной цели образования в средство развития личности врача.
Важнейшими личностными чертами, влияющими на формирование творческой индивидуальности будущего специалиста, становятся познавательная потребность и интеллектуальная активность. Главное в развитии творческой индивидуальности специалиста - формирование креативности личности, что в конечном итоге обеспечивает появление нового продукта. Так вносится объективная новизна в технологию и организацию профессиональной деятельности.
В наши дни университетское образование становится интегративным, междисциплинарным, поэтому для личностного развития выпускника вуза, будущего специалиста огромное значение имеет личность преподавателя как ученого и педагога. Профессиональная компетентность преподавателя складывается из коммуникативной, информационной, регулятивной составляющих, интеллектуально-педагогической компетентности и включает в себя ценности и мотивации, которые формируются на различных стадиях образовательного процесса. Уровень педагогических ценностей, выступающих в качестве устойчивых ориентиров, является показателем личностно-профессионального развития преподавателя медицинского вуза.