Совокупность педагогических ценностей как норм, регламентирующих профессионально-педагогическую деятельность преподавателя медицинского вуза, носит целостный характер. Она является поз- навательно-действующей системой, определяющей отношения между сложившимися взглядами на проблемы профессионального образования и профессионально-педагогической деятельностью преподавателя высшей школы.
Педагогические ценности выступают в качестве относительно устойчивых ориентиров, с которыми педагог соотносит свою жизнь и педагогическую деятельность, являются показателем личностнопрофессиональной развитости преподавателя, его педагогической культуры. Общечеловеческие же ценности - добро, красота, справедливость и долг, равенство и честь, - внесенные в палитру ценностей педагогических, создают основу педагогического образования.
И.Ф. Исаев (2002) выделяет следующие группы педагогических ценностей:
• ценности-цели, раскрывающие значение и смысл целей профессионально-педагогической деятельности преподавателя медицинского вуза;
• ценности-средства, раскрывающие значение способов и средств осуществления профессионально-педагогической деятельности: концепции педагогического общения, педагогические технологии, педагогический мониторинг и инноватика;
• ценности-отношения, раскрывающие значение и смысл отношений как основного механизма функционирования педагогической деятельности: концепция собственной профессиональной позиции, своей собственной деятельности, отношение преподавателя к студентам, к себе;
• ценности-знания, раскрывающие значение и смысл психологопедагогических знаний в процессе осуществления педагогической деятельности: методологические знания о формировании личности и деятельности, знание закономерностей педагогического процесса в вузе, знание психологии студенчества;