5.1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА
Охарактеризуем наиболее часто встречающиеся определения педагогики. Педагогика - наука, изучающая объективные законы развития конкретно-исторического процесса воспитания, органически связанные с законами развития общественных отношений и становления личности, а также опыт реальной общественной воспитательно-обучающей практики формирования подрастающих поколений, особенности и условия организации педагогического процесса.
Педагогика - наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности.
Педагогика - совокупность теоретических, прикладных наук, изучающих воспитание, образование, обучение.
Педагогика - наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием, самообучением и направленных на развитие человека.
Педагогика - учебный курс, который преподается в учебных заведениях по профилирующим программам.
Педагогика общая - базовая дисциплина, изучающая и формирующая принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебных заведений.
Педагогический процесс - специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, обеспечивающее решение развивающих и образовательных задач. Согласно другому определению, педагогический процесс - это целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности воспитанника; процесс, реализующий цели образования в условиях педагогических систем, в которых организованно взаимодействуют учебно-вос-