7.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Педагогическая система - это множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Педагогический процесс - это динамическая система, системообразующим фактором которой является педагогическая цель, а общим качеством - взаимодействие педагога и ученика. Под управлением педагогическими системами понимается особая деятельность, включающая в себя координацию действий учащихся, педагогов, обслуживающего персонала.
В центре любой педагогической системы находятся личность обучающегося и педагога, выступающие как совокупный субъект данной системы, определяющий ее цели, содержание обучения и воспитания. Сущность педагогической системы определяется наличием в ней, независимо от ее уровня, одних и тех же элементов, без которых она не может существовать (табл. 3).
Таблица 3. Структурные компоненты педагогической системы
7.2. ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ:
• демократизация управления - более широкое вовлечение всех участников образовательного процесса в принятие и реализацию решений для достижения поставленных перед учебным заведением целей;
• экономическая целесообразность - расчет затрат, необходимых для реализации управленческого решения и определение экономических результатов, которые будут достигнуты;
• инновационный подход - поиск новых подходов к решению стандартных управленческих проблем, стимулирование творческой активности как обучающих, так и обучаемых;
• вариативность - выбор каждым учебным заведением оптимальной модели управления;
• социальная стабилизация - ориентация целевых функций на решение социальных проблем участников образовательного процесса;