Термин «инновация» (от лат. in- «в», novus - «новый») означает «новшество».
Главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии вуза, в определенном смысле противостоящее сложившимся традициям и массовой практике. Поэтому инновации в системе обра- зования связаны с внесением изменений:
• в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;
• в стили педагогической деятельности и организацию учебнопознавательного процесса;
• в систему контроля и оценки уровня образования; в учебнометодическое обеспечение;
• в учебный план и программы; в систему финансирования. В качестве источников идей обновления вуза могут выступать:
• потребности страны, региона, города, района;
• некий социальный заказ;
• достижения комплекса наук о человеке;
• передовой педагогический опыт;
• интуиция и творчество руководителей и педагогов;
• опытно-экспериментальная работа;
• зарубежный опыт.
Российские университеты обладают высоким научным кадровым потенциалом, поддерживают культурный и научный обмен с зару- бежными вузами. Важнейшими принципами развития отечественных университетов остаются: взаимосвязь науки и практики в процессе подготовки специалистов; преемственность между уровнями образования, культуротворчество и высокая корпоративность выпускников; гражданственность воспитания; интеллигентность и высокая духовность университетской жизни независимо от политического строя и экономических условий в стране.
Каковы современные новации в системе высшего образования? На пути реформирования высшего образования сегодня наблюдается ряд тенденций:
• развитие многоуровневой системы подготовки специалистов во многих вузах. Эта система обеспечивает широкую мобильность в темпах обучения и в выборе будущей специальности. Она формирует способность у выпускников осваивать на базе полученного образования новые специальности;