10.1. ЛИЧНОСТЬ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Под понятием «личность» будем понимать человека как представителя общества, свободно и ответственно определяющего свою позицию среди людей. Формируется личность во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Понятие «личность» является одним из центральных в психологии, а в связи с гуманизацией учебного процесса становится и активно используемой категорией в педагогике.
Категории «научение», «обучение» и «учение» являются базовыми для различных разделов педагогики и особенно дидактики (теории обучения), психологии развития, педагогической психологии. С их помощью можно понять, как человек овладевает новыми объемами знаний в процессе позна- вательного и личностного развития. Современный уровень развития педагогики, обогащенной психологическими знаниями, позволяет утверждать, что развитие личности - это процесс становления готовности человека к саморазвитию и самореализации в соответствии с возникающими или поставленными задачами разного уровня сложности. Развитая личность - это человек, успешно обученный знаниям, способам деятельности (умениям и навыкам), имеющий опыт творческой деятельности. Развивать гармоничную личность - значит обучать ее знаниям, умениям, творческой деятельности и формировать целостное отношение к миру через организацию различных видов деятельности (учебной, трудовой, эстетической и др.).
Образовательные системы, как и любые системы, имеют свою структуру, состоят из определенных элементов, которые взаимосвязаны между собой. Взаимодействие различных элементов образовательной системы или ее подсистем направлено на достижение общей для системы цели, общего позитивного результата. Конечными целями любой образовательной системы являются обучение, воспитание и развитие личности. Все элементы образовательной системы включены в процесс взаимо-