1.12.1. Субмодуль. Неблагоприятные исходы в медицинской практике
Развитие новых медицинских технологий сопровождается сокращением психологического контакта между больным и врачами и ростом дефектов медицинской помощи, что проявляется ростом претензий к врачам, а с другой стороны - стремлением медиков к защите, изучению дефектов, поиску их причин и путей предотвращения.
В России с переходом от бюджетной к страховой системе организации медицинского обслуживания превалирование медицинской морали в отношениях с больным сменилось преобладанием права. Рыночные отношения, внедренные в медицину, превратили здоровье в товар со всеми вытекающими из этого имущественными претензиями. Страховые компании с их инспекционно-юридическим аппаратом повышают юридическую грамотность больных, защищая их интересы, тогда как защита интересов медицинских работников в отличие от других стран почти не разработана, а законодательство несовершенно. Например, гражданскую ответственность иногда приходится нести не только за виновное причинение вреда жизни и здоровью, но и за невиновное (часть 1 статьи 1095 ГК РФ).
Пациенты не представляют себе возможности современной медицины и склонны обвинять во всяком неблагоприятном исходе заболевания врачей, а реклама, в том числе недобросовестная, способствует возникновению у людей необоснованных ожиданий.
Наконец, нравственный кризис общества привел к тому, что все чаще встречаются случаи предъявления претензий лицами, медицинская помощь которым была оказана безупречно и эффективно.
Однако чаще всего пусковым моментом для подачи заявления о возбуждении уголовного или гражданского дела пациентом или его родственниками является неблагоприятный исход лечебного вмешательства (и невмешательства).