Перед нами лежит обширное поле для открытий.
И. Кант
Нет ничего в мире сильнее свободной научной мысли.
В.И. Вернадский
Физики редко проясняют свои теории до той степени, когда критику легко поймать их на слове.
И. Лакатос
Для любого знания характерно то, что оно обладает свойством быть динамичным (греч. dynamis - движение) в своем существовании, т.е. оно не есть нечто законченное, ибо постоянно качественно меняется, уточняется, развивается. Но особенно динамичность характерна для научного знания. Об этом явлении Г. Гегель говорил, что «истина есть процесс», а не «готовый результат». А это значит, что сам мир характеризуется внутренней подвижностью, что сказывается на организации познания и объяснения развивающегося мира. Объективный мир - сложное развивающееся образование, которое в сознании людей предстает как нелинейная система организации. Поэтому для успешного научного постижения развивающегося мира надо следовать философскому принципу соотнесения динамики развития мира с динамикой процесса приобретения нового знания о нем. Наука - это ведь уникальный вид познавательной жизнедеятельности людей, нацеленный на постоянную критичную обработку системно-организованных и теоретически или экспериментально обоснованных знаний.
Проблема философии науки несет в себе три ключевых аспекта о том, как рассматривать и оценивать динамику качественного изменения научного познания. Первый вопрос связан с пониманием расширения объема истинных знаний о мире и обществе или как о естественном постепенном научно-познавательном процессе, или как о скачкообразном качественном изменении научного знания. Второй вопрос. Динамика науки рассматривается или как некий кумулятивный (накопительный)
процесс обогащения общественного сознания качественно новыми научными знаниями, или как антикумулятивное движение самого научного процесса, в принципе отторгающее многие прежние знания как устаревшие или ошибочные. И третий вопрос. Сама динамика наращивания научного знания состоит в его собственном самоизменении или воздействии на этот процесс изменений научного знания неких внешних условий или социокультурных факторов.