Когда рушится все, наступает час философии.
М. Хайдеггер
В период революций ученые видят вещи иначе, как будто они попали на другую планету.
Т. Кун
В науке эпохальные прорывы связаны со снятием запретов на границы познания.
В. Садовничий
На современном уровне развития научного знания назрела необходимость построения более точных теорий даже в такой традиционно непривычной в этом отношении отрасли, как медицинские науки. Традиции - это некие исторически сложившиеся как результат человеческой жизнедеятельности и передающиеся из поколения в поколение духовно-культурные ценности. Что касается науки, особенно медицины, то в ней традиции ценятся не только учеными, но и широкой общественностью как идеалы и нормы для подражания. Они представляют собой теоретические концепции (лат. conceptius - мысль, понятие), служащие базой для дальнейших научных исследований. Отцом учения о научных традициях называют Томаса Куна (1922-1996) - американского историка и философа науки. Все достижения науки, лежащие в основе ее традиций, он называл парадигмой (греч. paradeigma - пример, образец). Причем научные традиции выступают исходным условием накопления знаний.
Кроме традиций в развитии науки большую роль играют научные революции, т.е. величайшие теоретические перевороты. В них на первый план выдвинулась физика как отрасль естествознания, имеющая все признаки высокоразвитой в теоретическом отношении науки и вместе с тем обладающая отчетливо выраженным эмпирическим базисом. В физике отразился переход к новым фундаментальным теориям на базе выработки уникальных методов научного исследования. Научные революции как своеобразный вид глубинного мировоззренческого переворота радикально меняют взгляды на мир, обще-
ство и человека. Они характеризуют открытия законов и принципов нового видения и объяснения мира. Под научной революцией понимают и смену вектора научной мысли ученого. История науки свидетельствует: научные революции делают незаурядные ученые, такие, как Н. Коперник, И. Ньютон, Ч. Дарвин, М. Фарадей, Д. Менделеев, А. Эйнштейн.