Версия сайта для людей с нарушением зрения
только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 10 / 25
Страница 1 / 41

VIII. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ

Нет вопросов более важных, чем вопросы о загадке жизни.

В.И. Вернадский

Ученый должен быть, прежде всего, наделен фантазией.

А. Ферсман

Освобожденный атом изменил все, кроме нашего мышления.

А. Эйнштейн

Анализ современного научного типа познания представляет наибольшие трудности по сравнению с ее историческими типами. Но именно об этом типе научного познания мы больше всего осведомлены, обладаем наибольшей информацией, в том числе и из личного опыта. Сложность анализа современной науки возрастает еще и в связи с ее явно ускоренным развитием по сравнению с предыдущими историческими типами познания. За немногим более чем столетие она успела вырасти в «Большую» науку, причем настолько, что диктует обществу, всем его сферам, что и как делать, обостряя тем самым до глобальных масштабов проблему дальнейшего развития познания. Поэтому перед философией науки встал вопрос о совместимости науки с природой познания мира. Сегодня философы и ученые полагают, что традиционная опора на научный поиск истины уже малоэффективна и, что увеличение научных знаний о мире как таковом делает ее все более расплывчатым.

Философия науки не может сегодня устраняться и от проблем научного познания и преобразования мира и жизни людей. Проблема жизни - одна из тех, которыми мыслящие люди задаются с незапамятных времен. «Жизнь есть самое общее и всеобъемлющее название для полноты действительности везде и во всем, - утверждал Вл. Соловьев (1853-1900). - Мы с одинаковым правом говорим и о жизни божественной, и о жизни человеческой, и о жизни природы» (Соловьев В.С. Соч. в 2-х т. М., 1990. Т. 2. С. 330). Земную жизнь мыслители считают космическим явлением, которое трудно объяснить без философского постижения направленности и механизмов вселенской эволюции вообще.

Для продолжения работы требуется вход / регистрация