Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности,
тот более идет назад, чем вперед.
Аристотель
Нельзя служить научной истине, не борясь с общественным злом.
В.И. Вернадский
Кто знает, что ждет нас? Кто знает, что будет?
А. и Б. Стругацкие
Самая важная сфера современного взаимодействия медицины и философии - это область осмысления нравственно-этических проблем. Ведь человечество вступило в свой золотой век биотехнологии и биомедицины. Он обещает излечение от тяжелейших болезней людей, продление их активной жизни и т.д. и т.п. Причем биомедицина, сделав свои первые шаги, уже достигла заметных успехов. Происходят позитивные подвижки в профилактической и клинической медицине. Это все, конечно же, радует, но многое одновременно вызывает тревогу и беспокойство у мировой общественности. Пока непредсказуемы последствия биомедицинских экспериментов на животных, но прежде всего на человеческом организме. Есть проблемы и с трансплантацией человеческих органов, искусственным оплодотворением, активизацией проведения абортов. В мире и в стране дискутируется проблема и о якобы профессиональной обязанности врачей помогать безнадежно больным людям достойно уйти из жизни. Все эти и другие проблемы стали в современной науке и медицине средоточием наиболее острых этических раздумий.
Жизнь человека настолько подлинна, насколько она нравственна. Поэтому развивается мораль, в которой наиболее продвинутой считается биоэтика, а в системе здравоохранения - биомедицинская и биофармацевтическая этика. Показателями специфики биоэтики стали проблемы, которые называются открытыми морально-этическими проблемами жизни. Это такие проблемы, по поводу моральной ква-
лификации которых нет и в ближайшее время не будет единства мнений ни среди специалистов, ни тем более среди широких масс людей. Это прежде всего такие проблемы, как эвтаназия, аборты, клонирование человека или его органов, трансплантация и т.д. и т.п. Они открыты в том смысле, что остаются объективно нерешенными ключевые вопросы морально-этического их разрешения в науке и медицине. Применительно к ним речь идет не только о нарушении моральнонравственных принципов жизни людей, но и общепринятых канонов отношения к жизни вообще.