Изучив эту тему, вы узнаете:
• задачи обучения в сестринском деле;
• сферы и способы обучения;
• цели обучения;
• факторы, способствующие и препятствующие обучению;
• приёмы и методы обучения.
7.1. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА МЕДСЕСТРЫ
Одной из функций медицинских сестёр, по определению ВОЗ, является обучение. Оно включает в себя обеспечение пациента информацией с целью достижения здоровья, санитарное просвещение, оценку результатов просветительских программ, оказание помощи коллегам в приобретении новых знаний и навыков. Это целенаправленный процесс взаимодействия медицинской сестры с обучаемым, в ходе которого последние овладевают определёнными теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками.
В роли обучаемых могут быть:
• Пациент и его родственники. Важно научить больного и его окружение удовлетворять частично или полностью потребности первого.
• Коллеги, особенно при наличии подчинённых. Медицинская сестра оказывает помощь в работе, организует контроль знаний и умений, мотивирует на личностное и профессиональное саморазвитие.
• Студенты и школьники. Медицинская сестра должна помнить, что оказывает воздействие на практикантов, даже не вступая с ними в непосредственный контакт. Своим поведением она формирует у студентов представление о будущей профессии.
• Родственники, друзья, знакомые и соседи. Они всегда стремятся получить информацию о проблемах, связанных со здоровьем. Кроме того, поведение медицинской сестры способствует формированию у них определённого отношения к собственному здоровью и образу жизни.
Выделяют следующие составляющие педагогического1 труда медицинской сестры:
• Информационная. Медицинская сестра сообщает о правах и обязанностях пациента, методах лечения, распорядке дня в отделении, назначаемых процедурах и подготовке к ним, правилах приёма лекарственных препаратов, новых дезинфектан-тах и т.д.