В последнее время произошли значительные изменения в практической работе врача. Коренным образом были преобразованы социально-экономические условия и законодательство, затрагивающие организацию медицинской помощи. Прогресс науки и новое технологическое оснащение медицинской деятельности в настоящее время позволяют врачам делать то, что ранее считалось невозможным. Это породило уверенность пациентов в возможности полного исцеления. В сознании людей сложилось мнение, что излечивать всех без исключения больных - обязанность врачей. Их считают ответственными за здоровье людей, а также за результаты и последствия лечения, которыми пациент или его родственники не удовлетворены. Вместе с тем, согласно общественной морали и правовым актам, у людей нет обязанностей и тем более ответственности за сохранение своего здоровья. Подобное положение предполагает исключительную виновность врачей в том, что излечение не было достигнуто, а пациент понёс расходы. Экономическая составляющая врачебной деятельности, зависимость заработка медицинских работников от размера расходов на лечение способствовали формированию новой проблемы. Не станут ли экономии средств на лечебные препараты и манипуляции достигать в ущерб здоровью пациента? Все эти непростые реалии настоящего времени налагают на врача дополнительную тяжёлую «ношу».
От современного врача, помимо глубоких знаний и профессионального мастерства, по-прежнему ждут чуткости, сострадания и понимания: ведь больной - это не симптомы, жалобы, нарушенные функции и повреждённые органы. Это человек, исполненный страха и надежды, жаждущий утешения, ободрения и помощи. Конечно, духовная помощь страждущим людям - одна из главных задач большинства мировых религий, с представителями которых врач может и должен контактировать, исполняя свой профессиональный долг. Однако и сам врач обязан оправдать ожидания больного, действуя во благо пациента. Более того, врач должен ставить интересы больного выше собственных или чьих-то ещё, например медицинского учреждения или страховой компании, что всегда было и остаётся каноном медицины. Нарушение нравственной основы взаимоотношений превращает пациента в клиента. Пациент в переводе с латинского языка означает «страдающий» и «терпеливый», а клиент - заказчик, вступающий в деловые отношения с исполнителем в сфере каких-либо своих интересов. Между тем отношения врача и пациента отличаются от сугубо деловых, поскольку при последних превыше всего максимальная прибыль, а не интересы больного.