только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 9 / 23
Страница 1 / 3

7. Определение потенциала роста

7.1. Определение потенциала роста по боковой телерентгенограмме

Для оценки динамики роста опорно-двигательного аппарата изучается степень сформированности тел позвонков, точнее - стадия развития апофизов позвонков. Апофизы - самостоятельные точки окостенения, расположенные вдоль верхней и нижней поверхностей тела позвонка. Наиболее удобны для оценки передненижние апофизы. На боковой телерентгенограмме место слияния апофиза и тела позвонка является единственной доступной для оценки зоной роста. В процессе развития апофизы проходят пять стадий (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Классификация стадий развития апофизов шейных позвонков:

0 - отсутствие апофиза;

1 - появление самостоятельной точки остеогенеза;

2 - точечный контакт апофиза с телом позвонка;

3 - слияние апофиза с телом позвонка на протяжении с сохранением зон роста с двух сторон;

4 - слияние апофиза с телом позвонка на протяжении с сохранением зоны роста с одной стороны;

5 - интеграция апофиза в состав тела позвонка

Использование же диаграммы интенсивности роста челюстей позволяет судить о примерных сроках его окончания (рис. 7.2). По шейным позвонкам можно проводить экспресс-диагностику на основе определения стадии сформированности апофизов по предложенной нами классификации.

Рис. 7.2. Диаграмма соотношения интенсивности роста челюстей и стадий развития апофизов шейных позвонков. III-V - номер позвонка, 1-5 - стадия развития апофиза

7.2. Определение потенциала роста по рентгенограмме кисти

Использование рентгенографии позволяет более детально оценивать стадию роста опорно-двигательного аппарата, и челюстей в частности.

Суть метода такова. По рентгенограмме кисти измеряется длина III пястной кости и определяются имеющиеся у обследуемого описательные признаки (табл. 7.1). Признаки, которые имеются у пациента, являются положительными, а те, которых нет, - отрицательными. На графике роста III пястной кости все признаки расположены в хронологическом порядке для мальчиков и девочек (рис. 7.3).

Для продолжения работы требуется вход / регистрация