Исследование потребления ЛС в популяции, кроме определения рисков, позволяет выяснить степень эффективности их использования, т.е. определить, оправдывает ли лечение конкретным препаратом затраченные средства.
Исследование потребления ЛС в популяции проводят с определённой целью:
для подсчёта числа пациентов, получающих конкретные препараты на протяжении определённого периода (подсчёты можно проводить в отношении всех потребителей ЛС, независимо от того, когда начато применение препарата "распространённость использования" или сосредоточив внимание на пациенте, применявшем данный препарат на протяжении определённого периода "частота использования";
получения представления об объёмах использования за определённый период времени и/или на определённой территории, например, в стране, регионе или лечебном учреждении (такие описания наиболее информативны, когда они составляют часть системы непрерывной оценки, т.е. когда схему применения рассматривают во времени и можно проследить тенденции использования ЛС);
выяснения вопроса о правильности, избыточности или недостаточности использования ЛС, например, на основании эпидемиологических данных;
установления структуры и характера применения ЛС, а также объёмов использования альтернативных препаратов для лечения определённых патологических состояний;
сравнения структуры применения ЛС при определённых заболеваниях с действующими рекомендациями.
Изучение использования ЛС в обществе проводят с помощью специальных опросов или анкетирования, а также анализа рынка ЛС. Опрос и анкетирование могут быть проведены среди врачей, пациентов, а также по данным медицинской документации и статистики. Это позволяет изучать не только частоту применения ЛС, но и качественные аспекты лекарственной терапии (эффективность и безопасность, рациональность назначения ЛС и режимов дозирования, соблюдение стандартов и протоколов лечения). Опросы и интервью широко применяют в таких дисциплинах, как фармакоэпидемиология и фармакоэкономика. Они должны гарантировать репрезентативность выборки, т.е. что выбранные для опроса или интервью люди представляют интересующую часть населения (фокус-группу), а также оценку погрешности измерения для статистических методов.