В последние годы, примерно с середины 80-х гг. за рубежом и с 90-х гг. прошлого столетия в нашей стране, обсуждают вопрос взаимоотношения врачей и фармацевтических компаний. Научным он оставался недолго, так как общественность проявила живой интерес к проблеме, интенсивно отреагировали средства массовой информации и интернет-сообщество, не остались равнодушными и структуры власти. В результате вопрос был полностью переведён в этическую плоскость, что в условиях смены систем ценностей в России окончательно всё запутало. Дискуссию ведут преимущественно в категориях "должного": "информация должна быть достоверной", "врач не должен принимать подарки от фармкомпаний", "все должны руководствоваться интересами пациентов" и т.д. Но никакие отношения в обществе нельзя построить исключительно на чувстве долга. Даже апологет такого подхода Иммануил Кант рассматривал долг лишь как один из трёх компонентов нравственного мира, хотя и как приоритетный. Когда же речь идёт о жизни и здоровье пациента, споры о "должном" бессмысленны, потому что выбирать не из чего, необходимо лечить.
Попробуем разобраться в тех объективных закономерностях, которые лежат в основе отношений врачей и фармацевтического бизнеса. Именно они "задают программу" этих отношений, а её последующая "аранжировка" - дело уже сугубо персональное.
Если провести небольшое теоретическое упрощение, то окажется, что существуют всего два активных игрока на рынке ЛС: производители и потребители. Раньше производителями были фармацевты и провизоры, сейчас - фармацевтические компании. А потребитель остался тот же - пациент. Вся структура фармацевтического бизнеса очень напоминает (если не целиком повторяет) синтетическую модель ЛС. Приведём слова ведущего специалиста в области фармации профессора П.М. Лопатина: "-лекарство как таковое является сложной системой, включающей три составляющие: во-первых, основное действующее вещество или вещества, обеспечивающие потенциальный эффект; во-вторых, совокупность биофармацевтических средств, реализующих программу доставки вещества к биологическим мишеням; в-третьих, факторы, обеспечивающие удобство пользования ЛС". В фармацевтическом бизнесе мишень - всегда пациент, основное действующее вещество - продукция компании (ЛС), совокупность биофармацевтических средств - система продвижения и сбыта ЛС, факторы пользования - цены. Всё это тесно взаимосвязано, как и в самом ЛС.