Клиническая фармакология является сравнительно молодой дисциплиной в России: её возраст составляет чуть больше 30 лет, однако за этот короткий срок сформировались и активно развиваются несколько крупных отечественных клинико-фармакологических школ, опыт которых был объединён в представленном национальном руководстве по клинической фармакологии. Первый отдел клинической фармакологии возник в начале 70-х годов прошлого века в I ММИ им. И.М. Сеченова (сегодня ММА им. И.М. Сеченова), который возглавил В.Г. Кукес. Первая же кафедра клинической фармакологии, которую возглавил Н.Н. Каркищенко, была открыта в 1976 г. в Ростовском медицинском институте. После этого во всех медицинских вузах страны стали открываться кафедры и курсы клинической фармакологии, которую как дисциплину сначала преподавали клиническим ординаторам и интернам, а с начала 80-х годов прошлого века - и на додипломном этапе обучения врачей и провизоров.
В то же время следует отметить, что сама специальность "врач-клинический фармаколог" существует всего 10 лет. Потребность в ней возникла в начале 90-х годов прошлого столетия в связи с трудностями, с которыми столкнулось отечественное здравоохранение в плане финансирования лекарственного обеспечения населения. Основной задачей работы клинико-фармакологической службы страны являлась и является оптимизация применения ЛС в лечебно-профилактическом учреждении с целью обеспечить максимально эффективную и безопасную фармакотерапию. Для достижения поставленной цели "багаж" знаний и умений, которыми должен владеть врач-клинический фармаколог, огромен, и он увеличивается с каждым годом по мере того, как нарастают темпы развития современной фармакологии и клинической медицины. Врач-клинический фармаколог должен владеть такими важными "инструментами" оптимизации фармакотерапии, как терапевтический лекарственный мониторинг, фармакогенетическое тестирование, фармакоэкономический и фармакоэпидемиологический анализ. Врач-клинический фармаколог должен способствовать внедрению в клиническую практику методологии доказательной медицины, организовывать проведение качественных клинических исследований и быть инициатором разработки формулярной системы в лечебно-профилактическом учреждении, проводить постоянный мониторинг нежелательных лекарственных реакций (фармаконадзор) и взаимодействия ЛС, снабжать лечащих врачей достоверными источниками информации о ЛС. Подобная деятельность врачей-клинических фармакологов в лечебно-профилактическом учреждении обеспечивает высококачественную фармакотерапию. Пожалуй, нет такой области клинической медицины, где бы не нужна была деятельность врачей-клинических фармакологов, особенно в условиях реализации программ дополнительного лекарственного обеспечения.