Идея подготовки учебного пособия по проведению обследований методами компьютерной и магнитно-резонансной томографии (КТ и МРТ) зародилась достаточно давно. Фактические основания для этого возникли около 10-15 лет назад, когда началось стремительное развитие и внедрение в клиническую практику томографического оборудования с постоянным появлением новых методик и диагностических возможностей. Дефицит специализированных обучающих программ и курсов для врачей-рентгенологов и рентгенолаборантов выражается расхождениями в подходах к проведению томографических исследований, что снижает точность диагностики и дискредитирует значение лучевой диагностики в современной медицине. Строго говоря, в настоящее время отсутствует стандартизованный подход (протоколы), применяемый для исследования пациента в разных клиниках страны. Нет единства в обработке полученного материала, выполнении твердых копий и в правилах введения контрастных препаратов.
Сегодня вопросы стандартов диагностики и лечения являются одними из наиболее актуальных направлений развития отечественного здравоохранения. Увеличение бюджетного финансирования, развитие механизмов защиты прав пациентов, укрепление страховой медицины предъявляют все более высокие требования к качеству диагностики.
Согласно принципам доказательной медицины оценка качества любого процесса состоит из нескольких компонентов.
Во-первых, качество определяется базовыми характеристиками процесса, т.е. оснащенностью больницы, уровнем диагностического оборудования и дополнительных устройств (например, в случае КТ - это наличие ЭКГ-монитора и автоматического инжектора), адекватным обеспечением расходными материалами, контрастными препаратами, наличием квалифицированного персонала.