АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ. ПЕРИОДЫ ДЕТСТВА. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ. КРИТИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЗДОРОВОГО РЕБЁНКА
В понятие «возрастной период» входит отрезок времени, в пределах которого процесс роста и развития, а также физиологические особенности организма тождественны, а реакции на раздражители более или менее однозначны. Возрастной период - время, необходимое для завершения определённого этапа морфофункционального развития организма и достижения готовности ребёнка к той или иной деятельности.
Различают три периода:
■ подготовительный;
■ период внутриутробного развития;
■ постнатальное развитие, или собственно «детство».
Наиболее распространённой считают классификацию Н.П. Гундобина (1905). Ниже она приведена в несколько модифицированной форме (Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1999).
■ А. Подготовительный период:
• период формирования наследственности;
• формирование соматического и репродуктивного здоровья биологических родителей;
• предконцепционный период.
■ Б. Внутриутробный период:
• фаза эмбрионального развития (2-3-й мес);
• фаза плацентарного развития (с 3-го мес до рождения).
■ В. Внеутробный период:
• период новорождённости (до 4 нед);
• период грудного возраста (с 4 нед до 12 мес);
• преддошкольный (старший ясельный) период (от 1 года до 3 лет);
• дошкольный период (с 3 до 6 лет);
• младший школьный период (с 7 до 11 лет);
• старший школьный период (с 12 до 17-18 лет).
Подготовительный период
Подготовительный период включает всю историю накопления генофонда, период формирования наследственного набора генов, родительских гамет, соматического здоровья биологических родителей и предконцепционный период - самый близкий к возникновению беременности. Для первичной профилактики этот период исключительно важен. Определение и принятие мер предупреждения генетического, инфекционного риска для будущего плода и новорож- дённого представляет огромные возможности активного управления его здоровьем. Этот период может составлять 2-4 мес перед зачатием в зависимости от состояния здоровья будущих родителей. Здесь возможна коррекция хронических инфекционных заболеваний, прежде всего мочевой и половой системы, нормализация рациона питания женщины и мужчины, повышение уровня знаний по медико-генетической и психологической поддержке при беременности.