6.1. Основные определения, понятия и цели кодирования
Кодирование - присвоение наименованиям продукции и операциям условных обозначений: кодов, шифров, номенклатурных номеров.
Такой технический прием позволяет избегать сложных и разных названий товаров и материалов, из которых они изготовлены. Он является необходимым условием механизации и автоматизации плановых и учетных работ.
Код - знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объекта классификации.
Код должен быть по возможности кратким, но в то же время достаточным для охвата всей номенклатуры продукции, наглядным, легко расшифровываться.
С помощью кодов обеспечивается идентификация объектов наиболее быстрым способом. Минимизация числа знаков, идентифицирующих объекты, способствует повышению эффективности сбора, учета, хранения, обработки информации.
Структура кода - условное обозначение состава и последовательности расположения в нем знаков.
Структура кода состоит из следующих элементов: алфавита, основания, разряда и длины.
Алфавит кода - система знаков, принятых для образования кода.
В качестве алфавита для кодов наиболее часто применяют цифры, буквы или их сочетания, штрихи и пробелы. Различают цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты кода.
Цифровой алфавит кода - алфавит кода, знаками которого являются цифры. Например, медикаментам в Общероссийском классификаторе продукции присвоен код 93, а медицинской технике - код 94.
Буквенный алфавит кода - алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков.
Буквенно-цифровой алфавит кода - алфавит кода, знаками которого являются буквы алфавитов естественных языков и цифры.
Штриховой алфавит кода - алфавит кода, знаками которого являются штрихи и пробелы, ширина которых считывается сканерами в виде цифр. Примером могут служить штриховые коды EAN и UPA, широко применяемые в международной практике.
Основание кода - число знаков в алфавите кода.
Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом.
Разряд кода - позиция знака в коде. Поскольку каждый знак характеризует какой-то заранее обусловленный признак товара, то разряд кода несет определенную смысловую нагрузку.