Маркетинг - это магическое слово последние десять лет прочно вошло в обиход даже простых обывателей. А было время, когда мало кто отваживался произнести его вслух. Значит ли это, что в нашей стране не занимались маркетинговыми исследованиями? Конечно, занимались. Особенно те, кто вел научную работу. Ведь если сопоставить планы маркетинговых исследований и научной работы - они, по существу, идентичны. Различие только в терминологии, объекте исследования и источниках информации. Но в основе того и другого - научный анализ: в первом случае рынка, во втором - научной проблемы. Кроме того, многие элементы маркетинговых составляющих - такие, как спрос, потребность и др. - изучались и при социалистической системе хозяйствования. Однако тогда все они служили только эффективному решению задач по распределению лекарственных средств и различной продукции медицинского назначения в условиях ее дефицита административно-командным методом. Сегодня в нашей стране ситуация изменилась. Мы входим в рыночные отношения. На порядки увеличилось количество наименований медицинских и фармацевтических товаров на нашем рынке. Появилось множество синонимов и аналогов. Достаточно посмотреть на перешедшее за 100 число наименований препаратов, содержащих ацетилсалициловую кислоту. В сотни раз увеличилось количество оптовых организаций различных форм собственности. Специалистам стало сложно ориентироваться на новом фармацевтическом рынке.
Поэтому сегодня необходимо войти в общемировое терминологическое поле по этой проблеме, освоить уже накопленный мировой опыт маркетингового управления, а затем на базе отечественного и зарубежного опыта создавать свою школу. Многие возразят - ведь у нас до сих пор нет настоящих цивилизованных рыночных отноше-