А.Т. Бронтвейн, НА. Кузнецов
В последнее время произошли значительные изменения в практической работе врача. С одной стороны, появились качественно новые диагностические и лечебные технологии, с другой - значительно изменилось законодательство и социально-экономические условия, затрагивающие организацию медицинской помощи. Прогресс науки и новое технологическое оснащение медицинских учреждений позволяют врачам делать то, что раньше было невозможно. Это обусловило возросший спрос и претензии пациентов на удачное лечение и обернулось в сознании людей обязанностью врачей излечивать всех больных от всех болезней. Врачи считаются ответственными за здоровье пациентов, а также за результаты и последствия лечения, которые не удовлетворили пациента или его родственников. При этом у пациентов и их представителей по законам государства и морали общества обязанностей и тем более ответственности за собственное здоровье нет. Следствием такого подхода нередко является обвинение врачей в том, что излечение не достигнуто и пациент несет расходы. Экономическая составляющая врачебной деятельности, зависимость заработка медицинских работников от размера расходов на лечение создали новую проблему. Не будет ли эта экономия достигаться за счет здоровья пациента?
От современного врача помимо глубоких знаний и профессионального мастерства по-прежнему ждут чуткости, сострадания и понимания, ведь больной - это не симптомы, жалобы, нарушенные функции и поврежденные органы. Это человек, испытывающий страх и исполненный надежды, жаждущий утешения, помощи и ободрения. Врач обязан оправдать эти ожидания и
действовать на благо больного. Более того, он должен ставить интересы больного выше собственных или интересов третьих лиц, например медицинского учреждения или страховой компании. Такой подход всегда был и остается максимой настоящего врача. Нарушение нравственной основы взаимоотношений превращает пациента в клиента. Ведь пациент в переводе с латыни означает «страдающий», «терпеливый», а клиент - это партнер, вступающий в деловые отношения с объектом своих интересов. Отношения врача и пациента резко отличаются от деловых, где превыше всего максимальная прибыль, а не интересы клиента.