Последние десятилетия в истории медицины характеризуются появлением новых технологий, основное преимущество которых заключается в снижении травматичности диагностических и лечебных процедур при сохранении их информативности и радикальности. К таким направлениям следует отнести эндоскопическую хирургию со всеми ее подразделами, внутрипросветную оперативную эндоскопию, рентгенохирургию, пункционную хирургию под контролем УЗИ и КТ, прецизионное ультразвуковое исследование в различных специальностях (УЗИ простаты, молочных и щитовидных желез, интраабдоминальное УЗИ).
Кроме материально-технического обеспечения внедрение новых технологий требует подготовки значительного числа специалистов, от эффективности обучения которых зависит судьба и жизнеспособность метода как в отдельно взятой клинике, так и на уровне региона и всей страны в целом. Следствием недостатков в обучении являются задержка внедрения технологии, использо-
вание оборудования не по назначению или не в полном объеме. За последнее десятилетие нам неоднократно приходилось сталкиваться с ситуацией, когда дорогостоящая медицинская техника буквально «пылилась в углу» к неудовольствию администрации и разочарованию врачей. Другое, быть может, еще худшее последствие некачественного обучения - осложнения при использовании новых технологий. Во многих стационарах неудачный старт привел к полному отказу от внедрения, например, эндоскопической или рентгенотелевизионной хирургии.
Перед каждым руководителем, сознающим необходимость внедрения новейших технологий и получившим в свое распоряжение соответствующее оборудование, рано или поздно встает вопрос: кто из врачей будет развивать новый метод? И далее - кого, где и как обучать?
Наш опыт работы в Центре обучения новым медицинским технологиям на протяжении 15 лет позволяет ответить на эти вопросы.