В последние полтора десятилетия тактика управления ЛПУ определялась в первую очередь парадигмой «борьбы за выживание». C начала 1990-х годов лечебные учреждения попали под жёсткий экономический прессинг. Это были самые трудные годы шоковой экономической политики с непривычными задержками финансирования медицинских организаций, резким падением реальной заработной платы медицинских работников, первыми их забастов- ками.
Переход к системе ОМС позволил лечебно-медицинским учреждениям выстоять в сложный период, вселил надежду на преодоление трудностей в обеспечении медицинской помощи населению и скорый переход системы российского здравоохранения на динамичный путь развития. Однако, несмотря на предпринятые немалые усилия, направленные на осуществление работы медицинских организаций в условиях модернизированной системы ОМС и переход к страховому принципу оплаты медицинской помощи, полностью этого не произошло и по сегодняшний день. Наблюдается дефицит финансирования системы ОМС в рамках базовой Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Принятие закона о медицинском страховании, к сожалению, никак не повлияло на статус производителей медицинских услуг. Медицинские организации не стали самостоятельно хозяйствующими субъектами и лишь частично финансируются через систему ОМС в зависимости от количества оказанных медицинских услуг. Фактически осуществляется сметное содержание медицинских организаций (МО). Это признано сегодня во всех инстанциях и на всех
уровнях. Вследствие дефицита финансового обеспечения часть гарантий государства своим гражданам по сути лишь декларируется.
Исходя из этого, можно охарактеризовать сформировавшуюся к настоящему времени модель здравоохранения в Российской Федерации как «неустойчивую, несбалансированную переходную модель»1. Большая неопределённость и достаточно противоречивые социально-экономические условия работы государственных (муниципальных) медицинских учреждений обусловлены преобладанием субъективных взаимоотношений на всех уровнях системы здравоохранения (с органами управления, финансовыми и налоговыми органами, потребителями услуг и др.).