Реализация программ по сохранению и укреплению здоровья граждан России невозможна без разработки и внедрения системы долгосрочного мониторирования здоровья населения, среды обитания и деятельности субъектов здравоохранения. На государственном уровне система мониторинга предусматривает выстраивание приоритетов, разработку стандартов и рекомендаций, стратегий, тактики, бюджетов, крупных проектов и реализацию последних, на региональном, муниципальном и местном уровнях - проектирование, планирование и осуществление целевых программ, на индивидуальном уровне - ведение более здорового и безопасного образа жизни.
Государственная система мониторинга здоровья населения - анали- тическая система постоянного долгосрочного наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья; изучения факторов, определяющих состояние здоровья населения, и их взаимосвязей; управления рисками для здоровья с целью их минимизации. Государственный мониторинг здоровья населения осуществляется органами и учреждениями Минздравсоцразвития РФ, Федеральной службы по над- зору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ (Роспотребнадзор) совместно с федеральными органами и учреждениями исполнительной власти и органами самоуправления. Мониторинг здоровья населения и качества жизни проводится на федеральном уровне, уровне субъектов РФ и муниципальных образований. При этом финансирование осуществляется за счёт бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и других источников.
Государственная система мониторинга здоровья населения разрабатывается на протяжении более 15 лет. Она является сложной и комплексной системой, ориентированной на управление здоровьем как населения определенных территорий, так и различных групп населения. В последнее время государство всё более активно делегирует ответственность за сохранение и укрепление здоровья населения