Онкологические заболевания поражают контингенты населения не только в пожилом, но и в активном трудоспособном возрасте. Это не только наносит большой экономический ущерб государству, но и ставит перед здравоохранением ряд сложных организационных проблем. Для их решения необходимы три ведущих фактора: научно обоснованная система организации специализированной службы; материально-техническая база и её полноценное обслуживание. Это включает своевременное и широкое внедрение в практику здравоохранения современных достижений медицинской науки и техники в области профилактики, ранней диагностики и лечения заболевших.
Существующая система онкологической помощи (рис. 6-1) не является автономной, в своей деятельности она тесно связана с общей лечебно-профилактической сетью, которая осуществляет профилактические мероприятия, активное выявление и диагностику опухолевых и предопухолевых заболеваний, диспансеризацию больных с предопухолевыми и хроническими заболеваниями.
В настоящее время ведётся активная работа по созданию Государственного ракового регистра на основе системы автоматизированных популяционных территориальных раковых регистров, функционирующих во всех субъектах федерации.
Основные задачи онкологической службы:
• учёт онкологических больных и заболеваний;
• анализ заболеваемости и смертности от злокачественных заболеваний;
• обеспечение высококвалифицированной специализированной (стационарной или поликлинической) медицинской помощью онкологических больных;
• осуществление диспансерного наблюдения за онкологическими больными;
• анализ эффективности деятельности онкологических учреждений;
• разработка территориальных программ противораковых мероприятий;
Рис. 6-1. Система онкологической помощи в России.