Медицинская этика
Людей учат чему угодно, только не порядочности.
Б. Паскаль
Формирование и развитие медицинской и биологической этики связано с резко усиливающимся вниманием к правам человека. Внедрение новых медицинских технологий породило множество проблем, требующих решения с точки зрения как права, так и морали.
Первый медицинский этический кодекс создал Гиппократ. Он призывал к наблюдению над реальным миром. Добрые и здравомыслящие доктора будут делать то, что они сочтут наилучшим в определённой ситуации, а совсем не то, что хотел бы больной. В этом суть патернализма: врач знает лучше. У пилотов мы не спрашиваем полётную карту и не оцениваем их профессиональные качества. Принципы патернализма чётко изложены Парацельсом в XVI веке. Патерналистски ориентированные врачи действуют на основе своих собственных ценностей. Если их представления ошибочны, они могут иногда и навредить больному. Не зря веками не терял популярность принцип «no nocere». Интересы больного всегда занимали главное место в медицинской этике. «Моральный камертон» внутри врача, способность к состраданию не должны идти на поводу у собственных слабостей. Этикет регламентировал взаимоотношения врача и пациента, врача и родственников, врача и его коллег; включал этику врачебного долга и ответственности, врачебной тайны и коллегиальности. Врачебный этикет предписывал манеру держаться, одеваться, говорить, шутить с больным или в его присутствии. В старину считали, что врачом может быть лишь человек степенный, почтенного происхождения, с твёрдым характером, бескорыстный, умный, обладающий рассудком и памятью; вообще даровитый и происходящий из семьи врачей или, по крайней мере, вращающийся среди врачей, любящий истину, опрятный во всём, невспыльчивый, сметливый и ловкий, не ленивый, желающий блага, всем существом стремящийся к лечению больного