Любое дело может оказаться успешным только при его должной организации. Это относится и к неотложной пульмонологии, которая, как и всякий раздел неотложной медицины, требует заранее продуманной организации. Когда больной, требующий неотложной помощи, уже оказался перед врачом, поздно обдумывать организационные аспекты оказания помощи, это надо было делать заранее.
В схеме организации неотложной пульмонологии мы выделяем четыре главные проблемы:
• доступность рациональных комплектов для восстановления и поддержания дыхания вне зависимости от характера ОДН и вызвавшей ее причины;
• предварительное расписание и возможность реализации алгоритма действий, основанных на клинической и патофизиологической специфике различных видов острой дыхательной патологии;
• плановая подготовка врачебных и сестринских кадров по вопросам неотложной пульмонологии;
• отношение к дыхательной реабилитации как к обязательному компоненту любого лечения и ее начало уже при оказании неотложной пульмонологической помощи.
Чтобы организационные аспекты неотложной пульмонологической помощи могли быть реализованы, а не остались только благими намерениями, мы выделяем два принципиальных подхода к этой задаче: кадровый и технический.
Подготовка кадров для неотложной пульмонологии
Чтобы успешно реализовать все четыре пункта организационной программы, необходима специальная подготовка кадров по неотложной пульмонологии, независимо от того, какие должности занимают врачи и сестры, предназначенные для оказания неотложной пульмонологической помощи.
Это может быть персонал пульмонологических, терапевтических, анестезиолого-реанимационных отделений, приемного покоя, отделения скорой помощи или санитарной авиации, поликлиники и т.п. Лицо, ответственное за неотложную помощь в лечебном учреждении, должно знать подготовленность, устремления, расписание работы и т.п. своих сотрудников.