Комплексность
Основу лечебного комплекса составляют немедика ментозные методы: нормализация диеты и питьевого режима, модификация образа жизни пациента (соблюде ние околосуточного режима сна и бодрствования, обяза тельный утренний завтрак, режим дефекации, исключе ние условий для психогенной задержки стула, коррекция пищевого поведения, диетических пристрастий, акти визация двигательной активности). Лекарственные пре параты следует назначать только при неэффективности диетических и режимных мероприятий. В комплексном лечении используют фитотерапию, гомеопатию, физио терапевтические методы лечения.
Индивидуальность
Индивидуальный подход предполагает полноту обна ружения и устранения ключевых причин констипации у каждого пациента, разъяснение необходимости и воз можности ежедневного утреннего стула, регистрацию реальной частоты и фазы околосуточного ритма дефека ции у детей разных возрастных групп, учет психологи ческих особенностей пациента. В педиатрии особую роль играет нормализация психоэмоционального состояния: устранение психотравмирующих ситуаций, ограничение школьных и внешкольных нагрузок, создание условий для осуществления дефекации в детском учреждении, различные варианты психотерапевтической коррекции, создание комфортных условий для дефекации (физио логическая поза, исключение спешки, внешних помех и т.д.). Педиатр должен сделать родителей своими союзни ками и достичь комплаентности лечения. Необходимо
проведение разъяснительных бесед с родителями о важности контро ля регулярности дефекаций у ребенка и исключения условий для пси хогенной задержки стула. Родителям целесообразно договориться в детском учреждении, посещаемом ребенком, об аналогичном контро ле со стороны воспитателя, обеспечить удобство туалета (отдельный туалет, удобный горшок), исключить «групповое» высаживание на горшок в детском учреждении, отвлекающие моменты во время дефе кации. Необходимо выработать у ребенка привычку регулярно посе щать туалет, поощрять продуктивные попытки. Ребенку необходимо мягко напоминать о необходимости посетить туалет, неотложности дефекации при появлении позыва, нельзя подгонять и ругать ребенка во время дефекации. Важно поощрять ребенка за успешную дефека цию, независимо от места ее проведения, особенно в случаях психо физиологических запоров, связанных с императивным воспитанием туалетных навыков.