Эволюционно речь и мышление формировались одновременно в некоем единстве в результате деятельного (трудового) общения наших предков. Вместе с тем единство их не означает тождества. Это позволяет рассматривать язык и мышление в норме и патологии раздельно, но памятуя об их тесной взаимозависимости.
Речь - индивидуальное использование языка (совокупности знаков, символов, обозначающих предметы и явления внешнего и внутреннего мира) главным образом в коммуникативных целях. Речь представляет собой орудие мышления, средство для обобщения и выражения мыслей. В то же время речь служит не только задачам общения, но регулирует и контролирует деятельность индивида (внутренняя, эгоцентрическая речь). Составляющие элементы речи: фонемы - минимальная единица звукового строя языка, использующаяся для построения морфем (минимальная значащая составная часть слова: может состоять из одной или нескольких фонем), слов и предложений; лексемы - совокупность слов, связанных между собой с помощью правил грамматики, а также отдельные слова или словосочетания, образующие понятие. Выделяют номинативную (сигнификативную) функцию речи (обозначение предметов, явлений словом), и предикативную функцию (установление смысловых связей между субъектом и предикатом в предложении).
Голосовые реакции относятся к группе безусловно-рефлекторных. Голос обеспечивается центральными и периферическими аппаратами. К последним относятся генеративные (гортань), энергетические (лёгкие, трахея, бронхи) и резонаторные (полость рта, носа) аппараты. Развитие речи имеет свои этапы и последовательность. Ещё в доречевом периоде (на 2-3-й день после рождения) голоса детей, мало отличающиеся по высоте и тембру, неодинаковы. В 4-6 мес, наряду с плачем и криком, появляются речеподобные звуки - гуление (звуки типа «ау», «эу» с различной интонационной окраской), а затем лепет (звуки типа «ма», «па», «ба», обогащающиеся интонационной