В процессе взаимодействия друг с другом люди общаются, т.е. происходит обмен информацией, опытом, мнениями, мыслями, чувствами. Даже если медицинские сёстры от природы коммуникабельны, важно научиться контролировать общение с людьми и сознательно использовать свои навыки для совершенствования именно сестринской помощи и ухода. В этом заключается очень важная идея целенаправленного профессионального общения.
Навыки общения в сестринском деле не следует считать чем-то само собой разумеющимся. То, как вы общаетесь с людьми в обычных житейских ситуациях, может оказаться неприменимо в ситуации оказания сестринской помощи, так как медицинской сестре необходимо фокусировать внимание на том, что может принести наибольшую пользу новорождённому и его семье. Специальные навыки межличностного общения, возможно, являются наиболее важным умением, которым должна обладать медицинская сестра.
У пациентов могут возникать самые разные потребности в общении. Им может понадобиться совет, утешение, консультация или социальный контакт. В настоящей главе мы коснёмся специальной области коммуникации - консультирования, оказываемого медицинской сестрой.
Консультированием в здравоохранении называется профессиональная коммуникация
между медицинским работником и пациентом. Цель консультирования - формирование у последнего осознанной модели поведения, основанной на рациональном и самостоятельном выборе в отношении состояния своего здоровья (заболевания) и связанных с этим образом жизни медицинскими процедурами [1]. Во время консультирования происходит сбор и передача информации, совместное принятие решений относительно того, какие шаги необходимо предпринять по поводу выявленных проблем, и формирование мотивации к выполнению рекомендаций.