Цель обследования новорождённого - оценить, в каком состоянии находится ребёнок и как он развивается, обеспечивается ли родителями полноценный уход в соответствии с потребностями новорождённого [17, 18]. При обследовании новорождённого консультируют мать, членов семьи о проблемах воспитания и ухода за ребёнком, обучают мать основным навыкам и правилам выполнения различных процедур по уходу за ребёнком. В связи с этим программа обследования носит вполне конкретный характер [19].
Необходимой составляющей обследования ребёнка является сбор сестринского анамнеза, при котором медицинская сестра выявляет условия жизни, которые созданы для ребёнка в семье, а также проблемы, волнующие мать, и жалобы, если таковые имеются. Важно узнать, как был оценен ребёнок при рождении и при выписке из родильного дома, проведен ли неонатальный скрининг (Приложение 2), с какими рекомендациями выписан на амбулаторное наблюдение. Выясняется, как вскармливают ребёнка (см. главу 2).
После этого можно приступить непосредственно к осмотру и оценке состояния новорож- дённого. Методика осмотра и оценки состояния ребёнка имеет свою специфику, что связано с морфофункциональными особенностями в период новорождённости (табл. 8.1).
Таблица 8.1. Оценка общего состояния ребёнка
Что оценивается I Обычное поведение ребёнка | Примечание
Поведение, свойственное удовлетворительному общему состоянию | Выражение лица спокойное, имеется мимика, дыхание ровное. Рот закрыт | |
Как быстро ребё- нок просыпается? | При распеленании новорож- дённый быстро просыпается, даже в случае глубокого сна | |
Как ребёнок потягивается? | Хорошо потягивается, изогнувшись всем телом | - |
Какую позу принимает ребёнок? | Новорождённый, потянувшись, принимает позу флексии, когда руки согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, ладони сжаты в кулачки, а ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах под углом менее 45° | Если руки и ноги не согнуты, а вытянуты вдоль тела или согнуты под углом около 90°, такая поза должна вызвать тревогу |
Какие движения совершает? | Ребёнок совершает нескоординированные атетоидные (червеобразные) движения, их достаточно много | Если ребёнок не совершает движения или быстро истощается и замирает, то это должно вызвать тревогу |
Выражение лица ребёнка и мимика | Выражение лица спокойное, с множеством мимических движений: нахмуривание, эквивалент улыбки, открывание глаз, рта, поисковые движения губами и языком | |