В Концепции развития здравоохранения Российской Федерации в период до 2020 г. большое внимание уделено качеству медицинской помощи. «Потребитель занимает центральное место среди ключевых аспектов системы качества любой организации, производящей продукты или услуги, и его оценка служит конечной мерой качества услуги или обслуживания и эффективности системы в целом». В здравоохранении экономически эффективно лишь то, что дает хороший клинический эффект, приближает пациента к «полезности» («ценности», «utility»), равной 1,00, т.е. показателю состояния абсолютного здоровья. Таким образом, «каждый процесс оценивается прежде всего с позиций его результата и рассматривается как непрерывное увеличение «ценности» от начала процесса до его завершения».
Эффективность медицинской помощи есть степень достижения конкретных результатов (достигнутый уровень здоровья пациента) при определенных уровнях материальных, трудовых, финансовых затрат. В основе анализа эффективности лежит сопоставление затрат и полученного результата. В данном контексте под результатом понимается медицинский эффект, характеризуемый как степень достижения поставленной цели в области профилактики, диагностики и лечения.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила одно из основных стратегических направлений как «содействие эффек- тивного здравоохранительного компонента политике, касающейся социальных вопросов, экономики, окружающей среды и развития».
В связи с этим главным субъектом системы здравоохранения рассматривается гражданин, от состояния здоровья которого напрямую зависит его работоспособность и - как конечный результат - эко- номическое благосостояние страны. «Каждый пациент заведомо требует индивидуального набора медицинских услуг, в основе которых заложено множество медицинских технологий, и естественно,