Путь, проделанный человечеством в изучении старения, будь то, например, аутоинток-сикационная теория И.И. Мечникова, обнаружение И.И. Павловым связи старения с изменениями деятельности высшей нервной системы, уяснение А.А. Богомольцем роли соединительной ткани, А.В. Нагорным затухания процессов «самообновления протоплазмы», введение В.В. Фролькисом понятия о «витаук-те» и «адаптационно-регуляторной» теории старения, обнаружение возрастных изменений иммунной системы и т.д., реально приблизил нас к раскрытию и пониманию механизмов геронтогенеза - основы геронтологических знаний.
Однако не следует забывать, что при всей глубине и убедительности научно-теоретических достижений современной геронтологии для врача с профессионально-деонтологических позиций существенную роль играет получение целостных конструктивно-синтетических представлений о телесно-душевно-духовном состоянии в целом, о личностно-поведенческих и характерологических особенностях старого человека. В клинической гериатрии эти представления могут служить этически-нравственной основой формирования взаимоотношений врача и больного, а одновременно с этим помогать интерпретации клинических проявлений старости в каждом конкретном случае.
Совокупность психосоматических и сомато-психических взаимоотношений, претерпевающих существенную эволюцию в геронтогенезе, формирует многоликий телесно-душевный образ старого человека во всей его целостности и неповторимости.
Изучение опыта выдающихся мыслителей и врачей, без инструментально-лабораторного сопровождения исполнявших свой долг с предельной тщательностью клинических наблюдений, глубиной обобщений и остротой интуиции, имеет практическое значение. Клиническое преломление опыта прошлого помогает врачу в