Как мы уже писали, идея отнесения эндометриозов к болезням цивилизации не эвристична. Именно так предлагают их рассматривать, например, Н. В. Старцева (1997) или, с оговорками, Л. В. Адамян с соавт. (2008). Вопрос заключается в том, что вообще считать болезнями цивилизации.
Несомненно, к цивилизационным проблемам в той или иной степени относятся заболевания, в патогенезе которых значимы психосоматические механизмы развития, поскольку представляется самоочевидной связь психосоматической патологии с социальной составляющей человека. Кроме того, в качестве прикладного термина, отражающего болезни цивилизации, может быть указано словосочетание «экосоциальный пресс» (Савицкий Г. А., Савицкий А. Г., 2000).
Если говорить о видоспецифичности встречающейся у человека патологии в том смысле, который вкладывал в это понятие И. В. Давыдовский (1962), то в качестве критериев мы будем рассматривать следующие признаки:
• наследственную предрасположенность;
• специфичность адаптации к социальным условиям, не имеющим адекватных аналогов в биологическом мире.
При этом необходимо помнить, что И. В. Давыдовский (1962) считал, что внешние факторы не могут ни породить в организме, ни вызвать в нем ничего сверх того, что у него имеется в виде исторически развившихся потенций. И если этиология - это учение о причинности, то этиологические факторы основных неинфекционных заболеваний, таких как гипертензия и атеросклероз, надо искать в специфичности жизнедеятельности человека, акцентируя при этом внимание на принципиальной ошибочности деления человека на биологическую и социальную составляющие, поскольку природа человека биосоциальна.
Под «социальным» следует подразумевать не только степень сложности внутривидовых взаимоотношений, не сводимых к построению стай и другим зоопсихологическим феноменам, но и остальные особенности жизнедеятельности людей как членов общества или цивилизации