? 1. ОСОЗНАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ
СПЕЦИФИКИ В ПРОЦЕССЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО
ОБЩЕНИЯ
Из теоретических работ, посвященных проблемам культуры, нами
использованы те, которые помогают ответить на вопросы, непосредс-
твенно связанные с пониманием инокультурного текста. Таковы для
нас следующие вопросы:
♦ В чем проявляется общность всех культур?
♦ Как возникло национально-культурное разнообразие?
♦ В каких сферах культуры следует искать ее специфику?
♦ Каково место и значение языка в национальной специфике культур?
Для ответа на эти вопросы необходимо использовать такое понятие
феномена культуры, которое будет и достаточно общим, и пригодным
для описания отдельных культур.
Мы будем исходить из того, что культура - это внебиологически выра-
ботанный способ деятельности людей, благодаря которому их активность
соответствующим образом регулируется, физически обеспечивается и
воспроизводится [Маркарян, 1977, с. 138-139] (см. также [Маркарян, 1969,
1972, 1977, 1983]). Это общеродовое понятие культуры может быть конк-
ретизировано в зависимости от объектов соотнесения. Если соотносить
различные исторические общности людей, то оперировать следует поня-
тием "исторически данная культура". Под исторически данной культурой
понимают как локальные исторические типы культур1 (этнические куль-
туры), так и общие исторические типы культур (общественно-формаци-
онные типы).
Сопоставление локальных культур как исторически данных целесооб-
разно проводить и в плане синхронии, и в плане диахронии. С локальной
культурой, в свою очередь, соотносится понятие этноса. Этнос определя-
ется данной локальной культурой, которая является его основным конс-
титуирующим признаком.
Среди факторов, способствующих возникновению и закреп-
лению национально-культурной специфики локальных исто-
рических общностей, большинство ученых выделяют, прежде
всего, природно-географические, социальные, исторические фак-
торы, составляющие особенности жизни того или иного этноса
(Б. Ф. Поршнев, Ю. В. Бромлей, Г. Д. Гачев). Так, важнейшим факто-
ром, формирующим национальную специфику культур, Б. Ф. Поршнев
считает традиционные формы труда [Поршнев, 1966, с. 100].