только для медицинских специалистов

Консультант врача

Электронная медицинская библиотека

Раздел 5 / 7
Страница 1 / 3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, лакунами мы считаем базовые элементы национальной специ-
фики лингвокультурной общности, существующие в текстах (комму-
никатах) и затрудняющие понимание соответствующего фрагмента
текста инокультурным реципиентом. Основными признаками лакун
являются: непонятность, непривычность (экзотичность), чуждость
(незнакомость), ошибочность или неточность. Такие признаки лакун,
как "не-необходимое", "удивительное", "неожиданное" ("непредска-
зуемое"), мы считаем дополнительными.

Изучение национально-культурной специфики текста с точки
зрения имеющихся в нем лакун позволяет сформулировать неко-
торые основные положения теории понимания инокультурного
текста.

Понимание чужой культуры (инокультурного текста) в принципе
возможно. Степень полноты понимания зависит от размеров "куль-
турологической дистанции" между культурами-коммуникантами, а
также от потребностей и целей реципиента.

Воспринимая текст, принадлежащий "чужой" культуре, реципи-
ент интерпретирует его в образах и понятиях "своей" культуры, что
и обусловливает ту или иную степень понимания или непонимания
неавтохтонных явлений. В процессе межкультурной коммуникации
сопоставляются "образы" культур, имеющих инвариантные и вари-
антные составляющие.

Особенности "чужой" культуры могут либо неадекватно интер-
претироваться реципиентом, либо не пониматься им, либо (в силу
ее специфичности) не замечаться вообще.

Соотношение между текстами оригинала и перевода диалекти-
чески противоречиво. Оригинальный текст всегда семантически
"больше" переводного, ибо в процессе перевода образуются полные
и частичные лингвистические лакуны. Оригинальный текст всегда
семантически "меньше" переводного, ибо при трансляции текста
из одной лингвокультурной общности в другую он трансформиру-
ется за счет специфических фрагментов принимающей культуры,
отсутствующих в оригинале (компенсированные и элиминирован-
ные лакуны).

Для продолжения работы требуется вход / регистрация