Отечественная медицинская наука последних десятилетий является исключительно динамической областью знаний. Это связано с бурным накоплением и обобщением коллективного врачебного опыта, весьма существенную роль в этом играет увеличение информационных возможностей и совершенствование средств коммуникации.
Однако возможности преподавания в высшей школе четко ограничены существующими учебными планами и конкретным объемом часов, отведенных рабочими программами на изучение клинических дисциплин. Коллектив авторов при подготовке данного учебника ставил своей целью максимально облегчить будущим врачам-педиатрам усвоение дисциплины «Пропедевтика детских болезней», приблизив учебный материал к нуждам практического здравоохранения.
Кроме того, одной из составляющих качественного высшего образования врача является преемственность преподавания клинических дисциплин как по горизонтали, так и по вертикали. Объединение учебного материала по «Уходу за здоровым и больным ребенком» и «Пропедевтики детских болезней» в одном издании представляется целесообразным именно с точки зрения сохранения максимальной преемственности преподавания теории воспитания здорового ребенка.
Опыт преподавания «Пропедевтики детских болезней» коллективом авторов обобщен и систематизирован в предлагаемом учебнике в строгом соответствии с программой по «Пропедевтике детских болезней» для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений (Москва, 2000).
Первая часть учебника, посвященная уходу за здоровым и больным ребенком с учетом анатомо-физиологических особенностей детского организма, содержит вопросы организации работы в лечебно-профилактических учреждениях разного типа, этико-деонтологические принципы работы персонала лечебнопрофилактических учреждений, проблемы диететики детского возраста.