Обмен веществ представляет собой относительно замкнутый цикл химических реакций, составляющих особую систему, частично изолированную от окружающей среды. Основой химической структуры живых существ являются биологические полимеры: белки - полимеры аминокислот, нуклеиновые кислоты - полимеры нуклеотидов, гликоген и крахмал - полимеры углеводов.
Обмен веществ и энергии находится под двойным контролем. Его контролирует генетический аппарат клеток, определяющий видовые и индивидуальные характеристики структурных белков и белков-ферментов. Регулирующая роль отводится нервной системе, которая адаптирует интенсивность обмена к определенным условиям внешней среды. Связующим звеном между ними являются гормоны.
В детском возрасте происходят разнообразные изменения обменных процессов, при этом обмен веществ и энергии подвергается не только количественным, но и значительным качественным преобразованиям. Каждому возрастному периоду соответствует такое состояние метаболизма, которое обеспечивает оптимальное для роста соотношение пластических и биоэнергетических процессов. У растущего ребенка постепенно изменяются соотношения между основными фазами метаболизма - ассимиляцией и диссимиляцией.
Ассимиляция - процесс усвоения веществ, поступающих из внешней среды, трансформация их в более простые молекулы, необходимые для синтеза или для энергетического обеспечения.
Диссимиляция - процесс распада и расщепления веществ, входящих в состав живого организма.
Анаболизм - процессы синтеза органических соединений, сопровождающиеся расходом энергии.
Катаболизм - процессы расщепления органических соединений, сопровождающиеся образованием энергии.
Процессы синтеза (анаболизма) у детей преобладают над процессами распада (катаболизма). Различают несколько видов синтеза. Синтез роста обеспечивает увеличение белковой массы в процессе роста органов и организма в целом. Синтез регенерации способствует образованию белков в тканях после травмы или при гипотрофии. При синтезе самообновления происходит постоянное восполнение компонентов протоплазмы, которые разрушаются в ходе диссимиляции. Функциональный синтез обеспечивает образование белков на «вынос», необходимых для синтеза белков плазмы в печени, иммуноглобулинов, гормонов и т.д.