Моменты рождения и смерти индивида соединены процессом его жизни. Этот процесс включает стадию становления зрелого человека - стадию созревания - и стадию инволюции, увядания, старения. Стремление к познанию сути старения выливалось в накопление и обобщение соответствующих наблюдений. Так формировалась база для создания особой области знания - геронтологии.
3.1. Геронтологические представления до современной медицины
Медицина как составная часть человеческой культуры начинает свою историю со времен Древнего Китая, Древней Индии, стран Средиземноморья. Сведения о демонической, культовой, кастовой медицине пришли с Востока через Древний Иран и Египет в Месопотамию, Древнюю Грецию. В мировой литературе много произведений, в которых характеризуется античная медицина. Жизнь старых людей в странах с культовыми традициями охранялась соответствующими заветами и гарантиями, уход за престарелыми больными входил в обязанности родственников и служителей религиозных культов. Лечение больных проводилось по возможности с учетом возраста.
В знаменитых приложениях к священным книгам Древней Индии, названных «Аюр Веда» (X-V вв. до н. э.), содержатся ценнейшие сведения о медицине того этапа истории. Их медицинская тематика содержит и геронтоло-гические аспекты. В частности, гигиенические рекомендации были рассчитаны на продление жизни старых людей.
Старение как переход от активной деятельности к дряхлости, а от нее к кончине человек воспринимал как естественное явление. Затем уход из жизни был отнесен к могучей силе бо-
гов. Они могли сохранять жизнь человека, могли и лишить его жизни. В одних воззрениях болезнь и смерть рассматривались как наказание, в других - смерть посылалась по воле богов, ибо душа человека перемещалась в другой мир. Попытки научного познания смерти увенчались появлением науки об умирании - танатологии. Возникали и намерения научно объяснить процесс старения. Закладывались самые общие начала науки геронтологии (или ее предвестники, своего рода предтеча), с которой совмещались опять же наиболее общие начала науки о лечении лиц старческого возраста - гериатрии. Вместе с тем прочно сохранялась раздвоенность восприятия человеческой жизни. Уже в древней индийской философии неизменно признается существование души, которая уходит из жизни вместе с телом, и наличие во Вселенной некоего универсального духа, создающего новую душу у потомка умершего. А если душа воплощается в теле, значит ему должен быть создан особый почет, поскольку без тела нет души. Перевод указанной парадигмы в сферу медицины требовал от жрецов неукоснительного внимания к совершенствованию тела (йоги), к его оздоровлению и сохранению. Тексты «Аюр Веда» в немалой степени отражали постулаты этого религиозного учения.